Журнал «Внутренняя медицина» 4(4) 2007
Вернуться к номеру
Влияние энтеросорбции на функциональную активность факторов антимикробной резистентности у больных с тяжелыми ожогами
Авторы: Б.С. Шейман, д.м.н., О.И. Осадчая, канд. биологических наук, Г.М. Боярская, канд. биологических наук, Н.А. Волошина, к.м.н. Институт экогигиены и токсикологии им. Л.И. Медведя, г. Киев
Рубрики: Медицина неотложных состояний
Разделы: Клинические исследования
Версия для печати
Установлено, что основными причинами развития эндотоксикоза у больных с тяжелыми ожогами являются накопление продуктов тканевой деструкции, повышение содержания МСМ и продуктов ПОЛ, уменьшение активности факторов естественной антиинфекционной и антитоксической резистентности. Применение энтеросорбции препаратом Энтеросгель в комплексной терапии больных с тяжелыми ожогами в остром периоде ожоговой болезни способствует сохранению функциональной активности факторов антимикробной резистентности на субкомпенсированном уровне.
ожоговая болезнь, энтеросорбция, молекулы средней массы, продукты перекисного окисления липидов, нейтрофильные гранулоциты.
Введение
Проблема термических поражений остается одной из наиболее сложных в клинической медицине. По данным ВОЗ, ожоговая травма занимает третье место среди других травм (М.Ю. Повстяной с соавт., 2000). Основной причиной нарушений при термической травме является развитие эндогенной интоксикации, обусловленной накоплением бактериальных экзо- и эндотоксинов, тканевых антигенов, токсичных органических веществ, биологических аминов и медиаторов воспаления. Среди патологических звеньев ожоговой болезни ведущее место занимает уменьшение активности факторов естественной детоксикации и антимикробной резистентности, которое возникает под влиянием токсического агента, поддерживает и усложняет целый ряд тяжелых гомеостатических нарушений, определяющих характер течения и исхода процесса. Данные нарушения являются причиной развития метаболического и иммунологического дистресса при тяжелой ожоговой болезни, что приводит к развитию системного воспалительного ответа и полиорганной недостаточности и обусловливает значительную летальность. В то же время важным является вопрос разработки критериев клинической эффективности применения детоксикации как способа снижения риска развития осложнений ожоговой болезни, связанных с эндогенной интоксикацией.
Цель работы: изучить влияние энтеросорбента Энтеросгель на содержание молекул средней массы (МСМ) и продуктов перекисного окисления липидов (ПОЛ) у больных с тяжелыми ожогами как средства уменьшения токсического повреждения факторов антимикробной резистентности.
Характеристика больных и методы исследования
Обследовано 60 больных с ожоговой болезнью. Все пациенты находились на лечении в ожоговых отделениях Центра термической травмы и пластической и восстановительной хирургии (г. Киев, ГКБ № 2). Огонь был фактором термического поражения у всех больных.
Основную группу составили 30 больных, среди них 29 мужчин и 1 женщина. Возраст больных — от 14 до 40 лет. С целью дезинтоксикации проводилась трансфузионная терапия по принципу гемодилюции в зависимости от выраженности интоксикации (при тяжелой — 50–60 мл/кг в сутки, крайне тяжелой — 60–80 мл/кг в сутки). Также всем больным основной группы в комплексное лечение был включен препарат Энтеросгель.
Контрольную группу составили 30 больных с ожогами, сходных по возрасту и тяжести поражения, которые получали только традиционную терапию.
Исследования проводились в остром периоде ожоговой болезни на 3-и — 4-е сутки после травмы в стадии ожогового шока, 9–11-е сутки (ожоговая токсемия) и 19–21-е сутки (септикотоксемия). Всем больным проводились исследования содержания МСМ, продуктов ПОЛ и функциональной активности нейтрофильных гранулоцитов (НГ) в НСТ-тесте, спонтанном и индуцированном [2–4, 6].
Результаты и их обсуждение
Проведенные исследования показали, что у больных основной группы на 3-и — 4-е сутки после травмы в стадии ожогового шока концентрация продуктов ПОЛ была повышена в 6 раз (Е220 и Е400). На 9–11-е сутки после травмы (ожоговая токсемия) наблюдалась тенденция к снижению показателей ПОЛ, но они оставались достоверно выше, чем у здоровых лиц (р < 0,05). То же наблюдалось и в стадии ожоговой септикотоксемии. На протяжении острого периода ожоговой болезни показатели ПОЛ и содержания МСМ у больных основной группы снижались вследствие как уменьшения продукции, так и повышения эффективности их элиминации при использовании энтеросорбции (табл. 1).
Установлено, что у больных контрольной группы на 3-и — 4-е сутки после ожоговой травмы концентрация продуктов ПОЛ была также повышена в 6 раз (Е220 и Е400). На 9–11-е сутки после травмы наблюдалась тенденция к снижению показателей ПОЛ, но они оставались достоверно выше, чем у здоровых лиц (р < 0,05). На протяжении острого периода ожоговой болезни показатели ПОЛ снижались, но на 20–21-е сутки после травмы данные параметры превышали значения этих показателей у здоровых лиц в 2–3 раза (табл. 2). При определении содержания МСМ у больных контрольной группы установлено повышение уровня МСМ на протяжении всего исследования.
В то же время МСМ и продукты ПОЛ отрицательно влияют на функциональную активность фагоцитирующих клеток — НГ. Данные соединения быстро связываются с мембранами клеток и внутриклеточными белками, повреждая их структуру, что увеличивает проницаемость мембран и снижает их ферментную активность. Вследствие этого уменьшается функциональная активность НГ, а именно кислородзависимая фаза фагоцитоза. Таким образом, данные клетки становятся вторичным источником эндогенной интоксикации, связанной с накоплением токсинов микробного происхождения.
При изучении функциональной активности НГ в НСТ-тесте у больных основной группы в стадии ожогового шока установлено значительное повышение исследуемых показателей в спонтанном тесте по отношению к показателям здоровых лиц (p < 0,05) (табл. 3). При этом дополнительная стимуляция НГ липополисахаридом E.сoli (ЛПС) приводила к значительному снижению функциональной активности НГ по отношению как к показателям здоровых лиц, так и к значениям спонтанной реакции (p < 0,05). Данные тенденции свидетельствуют о значительной декомпенсации функциональной возможности НГ сформировать адекватный функциональный ответ на антигенную стимуляцию.
При исследовании функциональной активности НГ в стадии ожоговой токсемии и септикотоксемии у больных основной группы выявлено повышение активности НГ в индуцированном тесте, что свидетельствует о сохранении функциональных возможностей фагоцитирующих клеток на субкомпенсированном уровне.
Полученные результаты свидетельствуют о значительной эффективности применения препарата Энтеросгель для уменьшения токсической нагрузки на фагоцитирующие клетки, что способствует сохранению активности факторов естественной детоксикации и антимикробной резистентности на субкомпенсированном уровне.
У больных контрольной группы с тяжелыми ожогами на 3-и — 4-е сутки после травмы в стадии ожогового шока отмечено значительное увеличение показателей функциональной активности НГ в спонтанном НСТ-тесте. Данные значения достоверно (р < 0,05) превышали показатели здоровых лиц (табл. 4). Дополнительная стимуляция НГ ЛПС приводила к значительному снижению показателей функциональной активности НГ относительно как показателей здоровых лиц (р < 0,05), так и показателей спонтанной реакции (р < 0,05).
На 9–11-е сутки с момента ожоговой травмы в стадии токсемии выявлено повышение показателей функциональной активности НГ в стимулированном НСТ-тесте относительно исходных показателей на 28,91 % (р < 0,05). Однако эти значения на 40,77 % (р < 0,05) были ниже показателей здоровых лиц и в 1,9 раза (р < 0,05) ниже показателей спонтанного теста.
На 19–21-е сутки после травмы в стадии септикотоксемии у больных контрольной группы определялась тенденция к снижению показателей спонтанного теста относительно исходных значений на 14,30 %. Вместе с тем эти значения на 49,26 % (р < 0,05) превышали показатели здоровых лиц. Установлено повышение показателей функциональной активности НГ в индуцированном тесте относительно исходных показателей на 45,44 % (р < 0,05), однако эти значения оставались ниже показателей здоровых лиц на 24,77 % (р < 0,05).
Острый период ожоговой болезни сопровождается изменением всех исследуемых показателей, что связано с выраженностью токсических проявлений в клинике заболевания. Эндогенная интоксикация у больных коррелирует с тяжестью клинического течения ожоговой болезни и изменениями исследуемых показателей.
Проведенное исследование подтвердило, что одной из основных причин развития эндотоксикоза тяжелой степени у больных с тяжелыми ожогами является накопление продуктов тканевой деструкции и повышение содержания МСМ и ПОЛ, что приводит к значительной декомпенсации функциональной способности НГ.
Выводы
Применение препарата Энтеросгель у больных с тяжелыми ожогами в остром периоде ожоговой болезни уменьшает проявления эндогенной интоксикации, существенно снижает содержание молекул средней массы и продуктов перекисного окисления липидов. В свою очередь, уменьшение токсической нагрузки на нейтрофильные гранулоциты — один из основных факторов естественной антитоксической и антимикробной резистентности — способствует сохранению их функциональной активности и способности к завершению фагоцитоза на субкомпенсированном уровне, что уменьшает риск развития и генерализации инфекционных осложнений при тяжелой ожоговой травме.
1. Азолов В.В., Жегалов В.А., Пономарева Н.А. Проблемы специализированной помощи обожженным в России и пути их решения // Международный медицинский журнал. — 2003. — Т. 9, № 2. — С. 102-107.
2. Габриэлян Н.И., Дмитриев А.А., Севастьянова О.А., Кижаева Е.С. Средние молекулы и уровень эндогенной интоксикации у реанимационных больных // Анест. и реаниматол. — 1985. — № 1. — С. 36-38.
3. Голиков С.Н., Саноцкий И.В., Тиунов Л.А. Общие механизмы токсического действия. — Л.: Медицина, 1986. — 280 с.
4. Громашевская Л.Л. «Средние молекулы» как один из показателей метаболической интоксикации в организме // Лабораторная диагностика. — 1997. — № 1. — С. 11-16.
5. Лабораторные методы исследования в клинике: Справочник / Под ред. В.В. Меньшикова. — М.: Медицина, 1987. — 368 с.
6. Матвеев С.Б., Спиридонова Т.Г., Кличникова Е.В. и др. Критерии оценки эндогенной интоксикации при ожоговой травме // Клиническая лабораторная диагностика. — 2003. — № 10. — С. 3-5.
7. Николайчук В.В., Мочен В.М., Кирковский М.В. Способ определения средних молекул // Лабораторное дело. — 1997. — № 2. — С. 13-18.
8. Найда И.В., Западнюк В.И., Повстяной Н.Е. и др. Возрастные особенности естественных механизмов детоксикации и лечебного действия энтеросгеля при ожоговой болезни // Клин. хирургия. — 1993. — № 9. — С. 53-56.
9. Николайчук В.В. Молекулярные механизмы эндогенной интоксикации и совершенствование путей детоксикации: Автореф. дис… д-ра мед. наук: 14.00.36 / Минский мед. ин-т, Беларусь. — 1994. — 40 с.
10. Повстяной Н.Е. Состояние помощи больным с ожогами и их последствиями в Украине // Международный медицинский журнал. — 2003. — Т. 9, № 2. — С. 97-101.
11. Слесаренко С.В., Слинченков В.В., Сорокина Е.Ю. Влияние методики последовательного применения эфферентных технологий на клинико-морфологические показатели течения тяжелой ожоговой болезни // Вестник неотложной и экспериментальной хирургии. — 2005. — Т. 6, № 2. — С. 265-268.
12. Чегер С.И. Транспортная функция сывороточного альбумина: Пер. с румынск. — Бухарест: Изд-во АН СРР, 1975. — 183 с.