Журнал «Медико-социальные проблемы семьи» 1 (том 18) 2013
Вернуться к номеру
Влияние медикаментозной негормональной терапии на восстановление менструального цикла у женщин с синдромом поликистозных яичников на фоне ожирения
Авторы: Фаид А.И. Арар, Бабенко О.М., Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
Рубрики: Акушерство и гинекология, Эндокринология
Разделы: Клинические исследования
Версия для печати
Целью проведенного исследования было изучение эффективности использования медикаментозной негормональной терапии в восстановлении менструального цикла у женщин с синдромом поликистозных яичников (СПКЯ) и разными типами ожирения. Все женщины (n = 210) были разделены на две группы. Методом случайной выборки пациентки обеих групп разделены на подгруппы: в подгруппах А назначались инсулиносенситайзеры, в подгруппах В — статины на протяжении 3 месяцев. До и после лечения оценивали гормональный фон и характер менструального цикла у обследованных женщин.
При глютеофеморальном ожирении аторвастатин увеличил частоту регулярных циклов более чем в 2 раза
(с 17,78 до 42,22 %) (p < 0,05). В то время как у пациенток с абдоминальным ожирением их частота увеличилась в 1,88 раза на фоне приема метформина (с 41,67 до 78,33 %) (p < 0,05).
Проведенное исследование показало, что женщины с различным типом ожирения по-разному поддаются медикаментозной терапии, что необходимо учитывать при разработке плана их лечения.
Метою проведеного дослідження було вивчення ефективності використання медикаментозної негормональної терапії у відновленні менструального циклу у жінок із синдромом полікістозних яєчників і різними типами ожиріння. Усі жінки (n = 210) були розділені на дві групи. Методом випадкової вибірки пацієнтки обох груп розділені на підгрупи: у підгрупах А призначалися інсуліносенситайзери, у підгрупах В — статини протягом 3 місяців. До і після лікування оцінювали гормональний фон і характер менструального циклу в обстежених жінок.
При глютеофеморальному ожирінні аторвастатин збільшив частоту регулярних циклів більш ніж у 2 рази (з 17,78 до 42,22 %) (p < 0,05). У той час як у пацієнток з абдомінальним ожирінням їх частота збільшилася в 1,88 раза на тлі прийому метформіну (з 41,67 до 78, 33 %) (p < 0,05).
Проведене дослідження показало, що жінки з різним типом ожиріння по-різному піддаються медикаментозні терапії, що необхідно враховувати при розробці плану їх лікування.
The objective of this study was to examine the effectiveness of the use of non-hormonal drug therapy to restore the menstrual cycle in women with polycystic ovary syndrome (PCOS) and different types of obesity. All women (n = 210) were divided into two groups. Patients in both groups were randomly divided into subgroups: subgroup A received insulin sensetizers, subgroups B — statins for 3 months. Before and after treatment we assessed endocrine profile and menstrual cycle.
In women with gluteofemoral obesity atorvastatin increased the frequency of regular cycles by more than 2-fold (from 17.78 to 42.22 %) (p < 0.05). While in patients with abdominal obesity, metformin lead to increasing the frequency of regular cycles in 1.88 times (from 41.67 to 78.33 %) (p < 0.05).
The study showed that women with different types of obesity are differently susceptible to drug therapy that must be considered when developing a plan of treatment.
синдром поликистозных яичников, ожирение, статины, менструальный цикл.
синдром полікістозних яєчників, ожиріння, статини, менструальний цикл.
polycystic ovary syndrome, obesity, statins, menstrual cycle.
Синдром поликистозных яичников (СПКЯ) — одна из наиболее частых форм эндокринопатий, являющихся ведущей причиной гиперандрогении и ановуляторного бесплодия [1, 2]. Избыточная масса тела или ожирение имеется у 50–80 % женщин с СПКЯ [3]. Большинство авторов отмечает, что для синдрома характерно абдоминальное ожирение. С другой стороны, некоторые авторы считают, что фенотип пациенток всегда женский [4]. При всем многообразии форм клинических течений синдрома поликистозных яичников и методов их лечения перед врачом неизменно стоит вопрос о выборе тактики ведения в зависимости от тех или иных проявлений заболевания. Не выработан четкий дифференцированный подход к ведению пациенток данной категории.
Лечение синдрома обычно направлено на восстановление менструальной и генеративной функции. Для этого обычно используется гормональная терапия. В то же время данный вид терапии не устраняет причину и не влияет на патогенетические звенья развития синдрома и его осложнений. Кроме того, не все пациентки хотят и могут использовать гормоны. В связи с этим встает проблема медикаментозной негормональной коррекции менструального цикла.
Наиболее широко используемым и доказавшим свою эффективность у женщин с ожирением является метформин. Назначение метформина пациенткам с СПКЯ способствует уменьшению продукции андрогенов в яичниках, снижению уровня инсулина в крови и восстановлению спонтанной и кломифениндуцированной овуляции [5]. Основной механизм его действия направлен на преодоление резистентности периферических тканей к действию инсулина, особенно это касается мышечной и печеночной ткани [6]. В то же время у женщин с СПКЯ регистрируется изменение липидного профиля, поэтому, возможно, у них может быть эффективным применение гиполипидемических препаратов.
Одними из наиболее применяемых антиатеросклеротических средств являются статины. В клинической практике их использование позволило эффективно воздействовать на уровень общего холестерина и атерогенных липопротеидов плазмы крови [7]. Несмотря на различия в химическом строении, все представители статинов оказывают сходный фармакологический эффект. Механизм действия статинов главным образом связан с угнетением синтеза холестерина в печени на стадии мевалоновой кислоты вследствие обратимого ингибирования ключевого фермента 3гидрокси3метилглутарилкоэнзим Аредуктазы и увеличением числа и активности печеночных рецепторов липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) на поверхности клеток, что способствует усилению захвата и катаболизма ЛПНП. Это приводит к уменьшению в плазме концентрации холестерина, триглицеридов, липопротеинов очень низкой и низкой плотности. Одновременно повышается уровень антиатерогенных липопротеидов высокой плотности [8].
Цель исследования: изучение эффективности использования медикаментозной негормональной терапии в восстановлении менструального цикла у женщин с синдромом поликистоза яичников и разными типами ожирения.
Материал и методы
Для достижения поставленной цели была оценена эффективность медикаментозной терапии у 210 женщин с СПКЯ и разными видами ожирения. Диагноз СПКЯ выставлялся согласно критериям Роттердамского согласительного консенсуса, а именно — на основании наличия двух из трех следующих критериев: гиперандрогения (клиническая или биохимическая), олиго или ановуляция, наличие поликистозных яичников при ультразвуковом исследовании.
Все женщины были разделены на две группы: 1я — с глютеофеморальным ожирением (n = 90) и 2я — с абдоминальным ожирением (n = 120). Женщины 1й и 2й группы методом случайной выборки с использованием компьютерной программы были разделены на две подгруппы: в подгруппе А назначались инсулиносенситайзеры, в подгруппе В — статины на протяжении 3 месяцев.
В качестве группы сравнения были обследованы 40 женщин с СПКЯ и нормальной массой тела. Контрольную группу составили 30 здоровых женщин.
Метформин назначался женщинам подгруппы А обеих групп в дозе 500 мг 3 раза в день. В ходе исследования женщины подгруппы В обеих групп получали аторвастатин перорально в дозе 10 мг 1 раз в сутки на ночь.
Эффективность предложенных мероприятий оценивалась по характеру менструальной функции, динамике уровня гормонов и липидных фракций.
Статистическая обработка данных выполнена в программе Excel. Данные представлены в виде пропорций и средних величин. Использовались критерии Стьюдента и c2. Различия считались статистически достоверными при p < 0,05.
Результаты и их обсуждение
Изучение гормонального профиля пациенток с СПКЯ после 3 месяцев медикаментозной терапии (табл. 1) показало, что уровни фолликулостимулирующего гормона (ФСГ) и лютеинизирующего гормона (ЛГ) во всех подгруппах статистически значимо не изменились как внутри подгрупп в динамике лечения, так и между подгруппами (p > 0,05). В то же время при расчете соотношения ЛГ/ФСГ оказалось, что оно достоверно снизилось во всех подгруппах (p < 0,05) и стало ниже 2,5.
Показатели эстрадиола и пролактина принципиально не изменились в ходе лечения и существенно не различались как между подгруппами, так и в динамике (p > 0,05).
Необходимо отметить, что концентрация прогестерона выросла практически во всех подгруппах, но достоверное повышение по сравнению с исходным состоянием отмечено только в подгруппах 1В и 2А (в 1,83 и 1,36 раза соответственно) (p < 0,05). Кроме того, в подгруппе 1В его уровень достоверно изменился и по сравнению с показателями после диетотерапии, и по сравнению с остальными подгруппами (p < 0,05).
Концентрация тестостерона в крови обследованных женщин через 3 месяца снизилась во всех подгруппах, однако достоверными изменения были только при абдоминальном типе отложения жира (в 1,52 и 1,34 раза соответственно в подгруппах 2А и 2В) (p < 0,05). Тогда как уровень андростендиона статистически значимо снизился в ходе лечения в подгруппах 1В, 2А и 2В (p < 0,05). Существенных изменений в содержании 17ОП по окончании лечения не зарегистрировано (p > 0,05).
Несмотря на то, что показатели ДГЭАС не различались у женщин с разными типами ожирения до лечения, на фоне медикаментозной терапии произошло достоверное снижение его уровней во всех изучаемых подгруппах (на 21, 27, 13 и 35 % соответственно) (p < 0,05). Содержание ССГ статистически значимо повысилось только в подгруппе женщин с абдоминальным ожирением, получавших метформин (на 21 %) (p < 0,05). Индекс свободных андрогенов существенно снизился у женщин с абдоминальным ожирением (на 30 и 34 % соответственно), а из женщин с глютеофеморальным — только у тех, которые получали аторвастатин (на 28 %) (p < 0,05).
Отмечена положительная динамика характеристик менструального цикла. На рис. 1 видно, что хотя во всех подгруппах зарегистрировано достоверное увеличение количества пациенток с регулярными менструальными циклами (p < 0,05), медикаментозная терапия в разных группах вызвала различные изменения. У пациенток с глютеофеморальным ожирением использование метформина привело к некоторому, но недостоверному увеличению числа женщин с регулярным циклом (с 15,56 до 26,66 %) (p > 0,05), тогда как аторвастатин увеличил данный показатель более чем в 2 раза (с 17,78 до 42,22 %) (p < 0,05). В то время как у пациенток с абдоминальным ожирением в подгруппе 2А в 1,88 раза увеличилась частота регулярных циклов (с 41,67 до 78,33 %) (p < 0,05), а в подгруппе 2В существенных изменений не произошло (p > 0,05).
Выводы
Таким образом, проведенное исследование показало, что женщины с различным типом ожирения поразному поддаются медикаментозной терапии: у пациенток с абдоминальным ожирением более выраженный положительный эффект получен от применения метформина, тогда как при глютеофеморальном — от аторвастатина.
1. Геворкян М.А. Клиника, диагностика и лечение синдрома поликистозных яичников / Геворкян М.А., Манухин И.Б., Студеная Л.Б., Смирнова Л.И., Манухина Е.И. // ЖРОАГ. — 2008. — № 4. — С. 320.
2. Грищенко В.И. Синдром поликистозных яичников как причина эндокринного бесплодия / Грищенко В.И., Грищенко Н.Г., Загребельная И.В., Абузайд С.С., Кузьмина И.Ю., Лупояд В.С. // Медицинские аспекты здоровья женщины. — 2010. — № 1(28). — С. 512.
3. Синдром поликистозных яичников: Руководство для врачей / Под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко. — М.: Медицинское информационное агентство, 2007. — 368 с.
4. Науменко В.Г. Гиперандрогенные состояния / Науменко В.Г. // Медицинские аспекты здоровья женщины. — 2011. — № 1(40). — С. 5102.
5. Barbieri R.I. Metformin for the treatment of the polycystic ovary syndrome / Barbieri R.I., Gargiulo A.R. // Minerva Gynecol. — 2004. — Suppl. 56. — P. 6379.
6. Смирнова О.М. Применение метформина в настоящем и будущем / Смирнова О.М. // Сonsilium medicum. — 2010. — Т. 12, № 12. — С. 1017.
7. Деримедведь Л.В. Применение гиполипидемических препаратов из группы статинов для лечения атеросклероза / Деримедведь Л.В., Халеева Е.Л., Тихонова С.А. // Провизор. — 2005. — № 22. — С. 2631.
8. Сорокин Е.В. Факторы риска ИБС. Когда и как проводить коррекцию? Повышение роли статинов // РМЖ. — 2003. — Т. 11, № 19. — С. 10411045.