Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «Внутренняя медицина» 6(6) 2007

Вернуться к номеру

Тернистый путь украинской эндоваскулярной нейрорентгенохирургии усеян розами

Путь науки всегда нелегок. Чем больше приоткрывается тайна, тем больше остается непознанного и неизвестного. Но проходят годы, и чья-то дерзкая идея, подкрепленная упорством, неутомимым трудом и стремлением к созиданию, пронзает пространство, не оставляя сомнений и разочарований. И тогда не остается иного пути, как вперед, вперед и вперед. Со временем идея развивается, в гениальных руках созидателя приобретает новое свойство, становится новым методом, новым качеством. Уже через несколько лет ему рукоплещут. Пройдут годы, и благодарные потомки наконец оценят сделанное и сами сделают шаг вперед.

История говорит о том, что не всегда первые шаги в науке, требующей глубоких познаний и доведенного до совершенства мастерства, удачны. Так случилось и в эндоваскулярной нейрорентгенохирургии. Менее 100 лет назад, а именно в 30-х годах прошлого века впервые Брук сделал попытку ввести кусочек мышцы в кавернозный синус через сонную артерию и таким образом разобщить каротидно-кавернозное соустье. Несмотря на успешность проведенного вмешательства, больной погиб спустя некоторое время от развившихся осложнений. С тех пор почти 30 лет никто не вспоминал об этой попытке и не пытался повторить подобное вмешательство, а каротидно-кавернозное соустье устраняли путем перевязки сонной артерии с последующей трепанацией и клиппирования супраклиноидного отдела внутренней сонной артерии. Конечно, сложно говорить о последствиях такой тактики как о положительных, поскольку у больного вместо четырех фактически оставались три магистральные артерии, кровоснабжавшие головной мозг, а если Виллизиев круг был разобщен, то возникала гемиплегия. Но первоочередной задачей лечения было спасение жизни больного, а ее качество никого не интересовало. В 1960 г. вспомнили о попытке Брука, это было второе рождение эндоваскулярной нейрохирургии. Именно с того времени начали развиваться различные методы эндоваскулярных вмешательств, в том числе и эндоваскулярная нейрорентгенохирургия, появились огромные магнитные установки, тогда врачи пытались с помощью магнита с током крови провести баллончик в сосуды мозга. К сожалению, эти вмешательства не получили широкого распространения ввиду своей трудоемкости, кроме того, таким образом в сосуд мозга можно было ввести только шариковый баллончик, поэтому их преимущественно применяли при артериовенозных мальформациях. Этим направлением занимались Люсехоп и Велсек. К сожалению, это были неуправляемые паллиативные операции, но ничего другого предложить в то время нейрохирургия не могла. Новым этапом эндоваскулярной нейрохирургии стало изобретение баллонов-катетеров (Фогарти). В 1960 г. профессором Федором Андреевичем Сербиненко разработан метод эндоваскулярного лечения сосудистой патологии, который к настоящему моменту значительно усовершенствован. Суть его заключалась во внутрисосудистом закрытии артерий, несущих кровь к артериовенозным мальформациям. А создание в 70-х годах профессором Ф.А. Сербиненко отделяемого баллона-катетера стало выдающимся событием в эндоваскулярной нейрохирургии, позволило устранять не только каротидно-кавернозное соустье, но и мешотчатые аневризмы, артериовенозные мальформации. Наряду с этим была улучшена ангиографическая диагностика заболеваний мозга, что стало знаменательным событием, не оставшимся без внимания мировой медицинской общественности.

Следующим этапом развития нейрохирургии стало создание в 1974 году отделения эндоваскулярной нейрорентгенохирургии на базе Института нейрохирургии АМН Украины, которое в ноябре 1996 года было выделено в Научно-практический центр эндоваскулярной нейрорентгенохирургии АМН Украины. Благодаря этому стало возможным нейрохирургическое лечение большинства заболеваний нервной системы. Кроме того, перед мировой нейрохирургией открылись совершенно иные перспективы: это не только принципиально новое лечение, но огромнейшие исследовательские возможности. Виктор Иванович Щеглов, основатель и руководитель Центра, хорошо известен в медицинских кругах как в Украине, так и за рубежом. Благодаря его таланту, напористости, вере в себя и свои способности, огромной и неисчерпаемой трудоспособности эндоваскулярная нейрорентгенохирургия подтвердила свое право на существование, а Украина на многие годы получила пальму первенства в проведении сложных эндоваскулярных вмешательств на мозге. Усилиями сотрудников Центра значительно усовершенствованы методы лечения тяжелых и считавшихся ранее сложными для диагностики и лечения сосудистых заболеваний мозга (мешотчатых аневризм, артериовенозных мальформаций твердой мозговой оболочки и такой же патологии спинного мозга, злокачественных новообразований головного мозга, эпилептических припадков, ишемических инсультов), которые, к сожалению, в Украине до сих пор являются приговором. По сути, впервые в мире был совершен прорыв в качестве лечения тяжелых заболеваний. Если в Японии и Франции было выполнено по одной операции на сосудах мозга, в Нью-Йорке (Колумбийский университет) выполнено 3 таких операции, то в Центре на тот момент было выполнено уже 525 операций. Несомненно, вклад Центра в практическую медицину и в лечение нейрососудистой патологии огромный и неоценимый.

Но главное даже не это. По словам Виктора Ивановича Щеглова, неожиданным даже для него стал факт значительного снижения показателя смертности от вышеперечисленных заболеваний до единичных показателей, например, при мешотчатых аневризмах — до 1–2 %. Во многом благодаря гению Виктора Ивановича Щеглова таким больным была дарована возможность жить дальше… И это не пустые слова.

«Я вспоминаю свою пациентку Л.А. Воробьеву, которая поступила к нам с множественными метастазами меланомы в мозг. После проведенного лечения она не только осталась жива, но прожила 4 года, сохранила привычную работоспособность, ум, память, что позволило ей продолжать работать на высокой должности».

Успех предпринятого сам Виктор Иванович Щеглов объясняет просто: «У нас все необычное: Центр необычный, коллектив необычный, атмосфера необычная. К сотрудникам выдвигаются высокие требования, но этого требует общее дело. На заре работы Центра сложилась такая ситуация, когда приходилось работать сутками: на тот момент очередь на операцию, несмотря на плачевные результаты, достигла 2 тыс. человек, и многие больные были готовы отдать последние деньги, чтоб быть прооперированными без очереди. Сосудистая патология мозга — это не злокачественные новообразования мозга, после лечения человек должен жить столько, сколько ему отмерено с сохранением обычной трудоспособности. Такие больные нуждаются в срочной операции, поскольку в любой момент может произойти непоправимое. Мы это хорошо понимали, и первой целью после открытия Центра было ликвидировать привычную советскому человеку «очередь» на операцию».

Достигнув поставленной цели, команда профессора Щеглова доказала всему миру: эндоваскулярная нейрорентгенохирургия имеет право на существование, она качественно изменяет взгляд на проблему ишемического инсульта, эпилепсии, артериовенозных мальформаций, мешотчатых аневризм, злокачественных новообразований головного мозга, дает пациенту реальный шанс на продолжение нормальной жизни.

«Надо сказать, что в Украине эндоваскулярная нейрорентгенохирургия существует уже 33 года. Первое реконструктивное эндоваскулярное вмешательство на сосудах мозга с разобщением каротидно-кавернозного соустья и сохранения сонной артерии было произведено в Институте нейрохирургии мной 27 ноября 1974 года. Суть операции заключалась в следующем: иглой прокалывалась сонная или бедренная артерия, через которые в кавернозный синус вводился баллон-катетер, таким образом производилось разобщение каротидно-кавернозного соустья с благоприятными исходами. Такие вмешательства большинство врачей многие годы считали идеальными», — вспоминает Виктор Иванович. — Наше отделение на базе Института нейрохирургии, в котором проводились подобные вмешательства, в то время было единственным не только в Советском Союзе, но и во всем мире».

Поначалу В.И. Щеглов оперировал сам, позже стал привлекать молодых перспективных врачей. Он подготовил 4 нейрохирургов, которые сегодня работают за рубежом. Но одним из талантливейших продолжателей своего дела сам профессор считает своего сына — Дмитрия Викторовича, который сегодня заведует сосудистым отделением. Работа профессора Щеглова и его учеников не осталась незамеченной и была высоко оценена как АМН Украины и ее президентом академиком АМН Украины А.Ф. Возиановым, так и правительством, что во многом способствовало выделению из Института нейрохирургии и созданию первого в мире Центра эндоваскулярной нейрорентгенохирургии АМН Украины. Это давало Центру свободу творчества, свободу деятельности, свободу научного поиска.

«Для того чтобы что-нибудь сделать, необходимо отдать часть своей жизни, — говорит Виктор Иванович. — На тот момент у меня не было другого выхода, я четко понимал, что я единственный могу развить это направление нейрохирургии, это шанс для меня как врача, хирурга, человека подняться на немыслимые высоты, что придавало силы. Я хотел быть первым, и я им стал».

Безусловно, задумам В.И. Щеглова суждено было сбыться еще по одной причине: у него был большой опыт практической деятельности. По словам профессора Щеглова, на заре хирургической деятельности он освоил практически всю хирургическую патологию. Когда поступал в Харьковский медицинский институт, четко знал, что будет хирургом (и великим!), поэтому хирургию начал осваивать со второго курса параллельно с освоением теоретических основ медицинских специальностей в хирургическом кружке при клинике Цейтлина и уже через полгода ассистировал при многих операциях своим учителям. Это позволило будущему нейрохирургу осваивать теорию через практику, а практику через теорию. К концу обучения в Институте Виктор Иванович в совершенстве владел ургентной хирургией. Через три года после окончания Института В.И. Щеглова назначили старшим ургентным хирургом Областной больницы г. Сумы. Это событие состоялось на 8-м году практической работы. А через несколько лет как лучший хирург был назначен главным нейрохирургом г. Сумы, спустя некоторое время начал работать в Институте нейрохирургии АМН Украины в качестве ассистента.

«На сегодняшний день в Центре выполнено свыше 10 тыс. различных эндоваскулярных оперативных вмешательств, из них более 3 тыс. — у больных с мешотчатыми аневризмами — самой коварной патологией, течение которой отличается бессимптомностью, а последствия при разрыве зачастую трагические, более 2 тыс. артериовенозных мальформаций, более 500 — по поводу каротидно-кавернозных соустий и другие», — с гордостью говорит об успехах Центра Виктор Иванович Щеглов.

Не менее важно и то, что сегодня в Центре стало возможным лечение и других заболеваний, в первую очередь ишемических инсультов, статистика по которым весьма неутешительна: каждый год у нас регистрируют свыше 200 тыс. новых случаев. Это сложное по причинам и механизмам развития заболевание требует строго дифференцированного и целенаправленного лечения. Сегодня общепризнано, что эндоваскулярная нейрорентгенохирургия является наилучшим методом лечения инсульта.

«Больной, поступивший вовремя к нам, — это счастливый человек. Большинству пациентов мы можем гарантировать, что они забудут о своем тяжелом состоянии», — утверждает Виктор Иванович. — Мы проводим компьютерную томографию для определения локализации зоны поражения, после чего выполняем селективную ангиографию для определения тромбоза, спазма или других причин, приведших к катастрофе. Следующим этапом является ангиопластика спазмированных или стенозированных сосудов, прицельное введение вазоактивных веществ, вызывающих тромболизис, после чего устанавливаем стент. Состояние больного улучшается на глазах».

Следующим не менее важным направлением является лечение эпилептических припадков. Сегодня в Украине приблизительно 1 млн людей страдает эпилепсией, а традиционное лечение зачастую не позволяет избавиться от заболевания, оставляя пациентов наедине со своей проблемой. Центр предоставляет большинству больных, особенно с посттравматической эпилепсией, возможность на год-два отсрочить развитие нового припадка, а некоторым — раз и навсегда распрощаться с заболеванием.

«Что бы ни говорили, когда человек умирает, он буквально хватается за соломинку, чтоб продлить свою жизнь на день, на час, на миг». Большим достижением Центра является лечение злокачественных новообразований головного мозга, не просто лечение, а качественное его улучшение, достигаемое не удалением опухоли посредством трепанации, что лишь стимулирует ее дальнейший рост, а эндоваскулярным подведением катетером или с помощью эмболина прицельно к злокачественному очагу химиопрепарата, который ингибирует опухоль. Таким образом, необходимость в проведении оперативного вмешательства с трепанаций и удалением опухоли отпадает. Больные после такой операции живут 2–3 года, а некоторые — 4–5 лет. По сути, сотрудниками Центра разработана новая концепция лечения злокачественных опухолей головного мозга, которая требует пристального внимания.

Эндоваскулярная нейрорентгенохирургия открывает огромные перспективы для исследований, в частности такой важнейшей проблемы, как кровоснабжение и функция головного мозга, которая сегодня недостаточно изучена. «В силу ограниченных возможностей это направление у нас развивается не такими темпами, как за рубежом, — говорит Виктор Иванович. — Безусловно, хотелось бы делать еще больше, еще быстрее, еще лучше».

Сегодня эндоваскулярная нейрорентгенохирургия — это стремительно развивающаяся отрасль медицины, прогресс которой немыслим без соответствующего современного и высокотехничного оснащения. Поначалу приходилось самим осваивать и создавать необходимые инструменты, быть своего рода изобретателями. Так, в Центре было налажено производство материалов и технических устройств для проведения эндоваскулярных вмешательств в зависимости от патологии (баллоны-катетеры, эмболин и др.), аппаратов для измерения артериального давления в аневризмах и изучения регионарного кровотока. Для обучения сотрудников, для работы и подготовки перед операциями, обдумывания и обсуждения каждого шага в ходе предстоящего вмешательства созданы лаборатории моделирования систем (тренажеры). Результаты своих исследований сотрудники Центра публикуют в солидных иностранных медицинских изданиях что лишний раз подтверждает его высокий научно-технический потенциал. Парадоксально, но при всемирной известности Центра в Украине о нем знают недостаточно.

«Мы никогда не ставим деньги во главу угла. Превыше всего — здоровье пациента. При нашем Центре создан фонд для лечения детей и малоимущих больных. Для нас нет разделения на богатых и бедных, один факт имеет значение — человек нуждается в нашей помощи, и мы ему помогаем. К нам может обратиться любой человек без направления, мы всегда проконсультируем, по возможности окажем помощь».

Но, как говорится, нет пророка в своем отечестве. Вот и Виктор Иванович, являясь заместителем руководителя отдела заболеваний нервной системы Международной академии комплексной безопасности, профессором многих престижных академий, у себя на родине не имеет этих званий. Но для Виктора Ивановича самое главное — работа, а в работе — это результат операции. «Успехи нашего Центра говорят сами за себя, а спасенные жизни тысяч пациентов — вот высшая награда для меня».

«Эндоваскулярная нейрорентгенохирургия — это огромный шаг к более высокой культуре в самой хирургии. Ее развитие сравнимо со взлетом космического корабля: каждый час, каждый день, каждую неделю и месяц привносится что-то новое, совершаются открытия, совершенствуются существующие методы, а на счету — еще одна спасенная человеческая жизнь…»

Сегодня эндоваскулярная нейрорентгенохирургия переживает новый виток своего развития благодаря достижениям американских нейрохирургов в создании coils — своеобразных пружин с памятью, которые вводятся в мешотчатую аневризму и, не разрывая стенок, тромбируют ее, сохраняя кровоток и… жизнь пациента.

Подготовила Галина Бут



Вернуться к номеру