Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета "Новини медицини та фармації" 16 (559) 2015

Повернутися до номеру

Функціональна корекція зорових функцій льотного складу

Автори: Люлько О.М., Горбунов М.Ю. - Департамент охорони здоров’я Харківської обласної державної адміністрації; Харківська міська поліклініка № 20

Розділи: Довідник фахівця

Версія для друку

Статья опубликована на с. 29 (Укр.)

 


В наш насыщенный всевозможной информацией ХХІ век актуальной становится проблема сохранения зрения. Несмотря на столь стремительное развитие лазерной коррекции зрения, немаловажная роль отводится методам функционального восстановления зрения. Особенно это важно для лиц, которым по роду деятельности противопоказано оперативное вмешательство на органе зрения (космонавты, летчики, водители и т.д.). Следует отметить, что проблемами функциональной коррекции зрения занимались и физики, и биологи, и офтальмологи, и физкультурники, даже авиационные врачи. Естественно, каждый их авторский метод заслуживает внимания. Самыми часто используемыми среди них можно назвать оптико-рефлекторные тренировки (ОРТ) методом «раскачки», оптического микрозатуманивания, дистантного микрозатуманивания, смешанного оптико-дистантного микрозатуманивания и т.д. Для реализации этих разработок применяются и сферические, и цилиндрические линзы, бифокальные сферопризматические очки и т.д. Например, школа профессора Э.С. Аветисова базируется на монокулярном подходе к рефрактогенезу, а школа профессора А.И. Дашевского — на бинокулярном.


Авиационные врачи С.Л. Шаповалов, О.М. Люлько, учитывая крайнюю необходимость сохранения высокого зрения у пилотов, пошли дальше и предложили использовать лазерные спеклы (Шаповалов С.Л.) и вышеперечисленные тренировки в различных световых условиях (Люлько О.М.).
Почему тогда итоговый результат после использования предложенных ОРТ, по разным данным, составляет от 30 до 70 %?
Отчего такой большой разброс?
Все дело в том, что специалисты, которые занимались этим вопросом, практически игнорировали принципы лечебной физкультуры, а стремились к проведению упражнений с максимальными, субмаксимальными нагрузками, причем проводя упражнения изолированно только для цилиарной мышцы по принципу «с места в карьер», не давая нагрузки для других групп мышц. Данные приведенной статьи свидетельствуют, что, поставив процедуру проведения ОРТ, к примеру, методом «раскачки», на рельсы лечебной физкультуры (имеется в виду проведение упражнений с соблюдением кривой физиологической нагрузки, процедуры лечебной гимнастики), можно добиться повышения реальных стабильных положительных результатов по сравнению с классическим вариантом в среднем на 25 %.
Проблема коррекции сниженных зрительных функций является стержневой в современной офтальмоэргономике. При этом за основу нормальных показателей визуальных возможностей человека принимается способность глаза различать детали предметов под минимальным углом зрения, под которым две точки или линии воспринимаются раздельно. Исходя из последних постулатов медицинской экспертизы, считается, что монокулярная острота зрения в 1,0 не является пределом разрешающей способности органа зрения, а, скорее всего, характеризует нижнюю границу нормы [1, 7, 8], поэтому на медицинской комиссии рекомендуется определять максимальные значения остроты зрения, используя всевозможные оптотипы [7–9]. Однако обратимся к существующей процедуре врачебно-летной экспертизы. При анализе особенностей ее проведения установлено, что оценка зрительных функций проводится фактически только до оценки необходимых нормативных значений соответствующего «Положения о врачебно-летной экспертизе» [7–9], хотя известно, что еще полтора века назад харьковским физиологом И.М. Станкевичем было введено понятие о «максимальных» и «оптимальных» физиологических возможностях человека [6], а группой специалистов одного закрытого научно-исследовательского института, проводящей исследования органа зрения у пилотов, было установлено, что в целях экспертизы определяются только «требуемые» и «фактические» показатели. Может быть поэтому встречаемая патология органа зрения среди причин дисквалификации летного состава составляет около 2 %, причем наиболее распространенными причинами ухода с летной работы по медицинским показаниям являются аномалии рефракции и снижение остроты зрения [2, 3, 5].
В связи с этим следует отметить несколько важных аспектов рассматриваемой проблемы. Во-первых, экономический: дисквалифицированные летчики являются, в основном, высококлассными специалистами, на обучение и профессиональное совершенствование которых затрачены значительные материальные средства. Во-вторых, психологический: как правило, таким бывшим летчикам после списания с летной работы сложно адаптироваться в реальной обстановке — иногда им приходится осваивать новые профессии практически с нуля. Поэтому большинство пилотов стремится максимально задержаться в авиации в качестве как пилота, так и обслуживающего персонала в дальнейшем.
В-третьих, даже незначительная склонность к близорукости приводит к снижению качества деятельности летчика и безопасности полетов [2, 3, 5]. У летного состава чаще диагностируется малая (до 1,0–1,5 дптр) степень миопии, требующая в связи с высокой вероятностью ее прогрессирования консервативного лечения [2, 3, 10–12]. 
Hа основании концепции о патогенетическом значении ослабленной аккомодации в пpоисхождении миопии, связанной со зpительной pаботой на близком pасстоянии, была выдвинута идея о возможности лечения близоpукости путем воздействия на аккомодационный аппаpат глаза [1, 10–12]. Многочисленные методики тренировочных упражнений аккомодационно-конвергентной системы при этом преследуют цель восстановления нормальных величин резервов аккомодации, резервов относительной аккомодации, резервов конвергенции и основаны на стимуляции аккомодационного рефлекса путем создания нечеткого изображения объекта фиксации на сетчатке с помощью оптических стекол, изменения расстояния между объектом и глазом, либо изменение аккомодации достигается воздействием на конвергенцию призмами [4, 11, 12]. И при всем при этом, учитывая специфику деятельности авиационных специалистов, для летчиков лечение сводится к общему оздоровлению организма, использованию специальных упражнений для глаз [2, 3].
Целью настоящей работы является разработка оптимального формата проведения функциональной коррекции зрения у летного состава.

Методы исследований

В межкомиссионный период между полетами проводили функциональную коррекцию зрения классическим методом «раскачки» [1, 11] у 12 пилотов и методом «раскачки» в модификации (10 летчиков), которая заключалась в изменении осветленности оптотипов и дистанции до объекта, а также последовательности применения линз [9]. Функциональное состояние органа зрения определялось посредством определения остроты зрения, скиаскопии, рефрактометрии с помощью аппарата «Биоптрон Ультима», измерения аккомодации с помощью прибора АКА-01, визоконтрастометрии по стандартной методике посредством предъявления решеток-мир различной пространственной частоты (0,5–17,5 цикл/град).

Результаты и обсуждение

В настоящее время имеется достаточно широкий арсенал физических средств воздействия на аппарат аккомодации, соответственно улучшающий остроту зрения вдаль. 
Однако установлено, что большинство из этих применяемых упражнений не учитывают принципы лечебной физкультуры (процедуры лечебной гимнастики). Кроме этого, раньше в работах специалистов авиационной медицины было показано, что в сумерках наблюдается снижение частотно-контрастных характеристик у летчиков в области средних и высоких пространственных частот, причем это более выражено у лиц со слабой степенью близорукости [9].
Учитывая такой факт, а также то, что чувствительность к низким частотам практически не зависит от вида рефракции глаз, а определяется функциональными свойствами нервной части зрительного анализатора, в целях повышения частотно-контрастных характеристик проводили тренировки по повышению аккомодации способом «раскачки». Предложенный способ нашел широкое применение в гражданской авиации [12]. Следует отметить, что классический вариант тренировок проводится в оптимальных условиях освещенности. 
Таким образом, в контрольной группе занятия проводили (12 летчиков) по стандартной методике, а в экспериментальной у 10 пилотов использовали принципы лечебной физкультуры — сначала проводили упражнение в дневных условиях наблюдения, а затем, в отличие от общепринятой схемы, в условиях сумерек. Также во втором случае в отличие от классического варианта использовали упражнения с линзами не в снижающемся порядке (+0,75 дптр; –0,75 дптр; +0,5 дптр; –0,5 дптр; +0,25 дптр; –0,25 дптр), а в нарастающем (+0,25 дптр; –0,25 дптр; +0,5 дптр; –0,5 дптр; +0,75 дптр; –0,75 дптр), причем сначала с расстояния 4 метра, с постепенным увеличением до 5 метров к концу основного цикла занятий. Перед началом и после проведения основного цикла ОРТ лица экспериментальной группы играли в настольный теннис, что соответствовало тренировочным фазам разминки и заминки соответственно в ходе –занятий.
Тренировки проводились монокулярно по таблицам Головина — Сивцева, оптотипам Вейнберга на протяжении 12–15 дней. До начала и после занятий определялись частотно-контраcтные характеристики органа зрения, резерв аккомодации, острота зрения, рефракция. Эффективность таких тренировок оценивали по сохранению резервов аккомодации. Учитывая, что оптико-–рефлекторные тренировки, которые использовались ранее, имеют позитивный эффект от трех месяцев до полугода, определяли резерв аккомодации после проведенного курса тренировок и через три месяца по их окончании.
Стандартный метод «раскачки» основан на принципе, что усиление размытости изображения на сетчатке посредством приставления линз определенной силы и последовательности должно служить толчком к включению аккомодации [12]. Проводя же тренировки в различных условиях освещенности и с различного расстояния, в нашем эксперименте создавали дополнительный стимул нечеткости изображения по сравнению с классическим вариантом. Такое условие было необходимым, так как разрешающая способность органа зрения у летчиков вдаль была выше единицы.
В результате было установлено, что после проведенных упражнений наблюдается достоверное увеличение резервов аккомодации в двух группах, однако в экспериментальной на 26 % больше, чем в контрольной (соответственно у летчиков первой группы ∆ РА составили в среднем 2,3 дптр, в экспериментальной — 2,9 дптр).
Через три месяца прослеживается снижение абсолютных значений на 8–10 % в двух группах по сравнению с результатами, полученными сразу после тренировок. В то же время эти данные были выше фоновых показателей, особенно для лиц, участвующих в эксперименте. Это свидетельствует о целесообразности использования способа «раскачки» аккомодации в модификации, которая заключается в использовании упражнений в мезопических условиях с позиции соблюдения принципов лечебной физкультуры по сравнению с общепринятыми стандартными подходами в проведении оптико-рефлекторных тренировок, когда занятия строятся с субмаксимальной и максимальной нагрузкой.
Следовательно, формат проведения упражнений по стимуляции аккомодационной мышцы глаз с использованием принципов лечебной физкультуры — процедуры лечебной гимнастики дает существенные преимущества (р ≤ 0,05) по сравнению с обычной формой проведения занятий.

Вывод

Эффективность применения для лиц летного состава способа «раскачки» аккомодации по методике В.В. Волкова, Л.П. Колесниковой (1972) на 11–25 % выше, если данную методику применять с учетом принципов лечебной физкультуры — использование силы рекомендованных линз в нарастающем порядке в измененных световых условиях, включая элементы разминки и заминки, в отличие от ее классического варианта.

Список літератури

Список литературы находится в редакции  


Повернутися до номеру