Газета «Новости медицины и фармации» №1 (745), 2021
Вернуться к номеру
Великие ученые, спасшие миллионы жизней
Разделы: Любимая страница
Версия для печати
Сейчас в связи с COVID-19 вакцины стали широко обсуждаемой темой. Многие начали понимать, насколько сложно их создание. Вспомним о тех, кто их создавал и благодаря кому было спасено огромное количество жизней. Все они повлияли на мир и сделали его лучше.
Морис Ральф Хиллеман
Морис Ральф Хиллеман спас больше жизней, чем любой другой ученый-медик на протяжении ХХ столетия. Морис Ральф Хиллеман (30 августа 1919 — 11 апреля 2005) был американским микробиологом, который специализировался на вакцинологии и создал 36 вакцин — больше, чем какой-либо другой ученый. Из 14 вакцин, обычно рекомендуемых в наше время, он разработал восемь: для защиты от кори, свинки, гепатита А, гепатита B, ветрянки, менингита, пневмонии и бактерий гемофильной палочки.
Хиллеман родился в 1919 г. на ферме в Монтане. Восьмой ребенок в семье, сестра-двойняшка умерла сразу после рождения, а через пару дней умерла и мать. Маленького Мориса взял на воспитание дядя, владевший соседней фермой. Позже Морис шутя говорил, что работа с малых лет в птичнике очень помогла ему в выбранной специальности.
Несмотря на такое начало жизни, Морису удалось пробиться в науку. В восьмом классе он открыл для себя Дарвина и как-то был крепко наказан за то, что в церкви вместо молитвенника читал «О происхождении видов». А после окончания школы, с трудом уговорив родню оказать ему помощь и получив стипендию от штата как лучший выпускник, в 1941 г. он смог поступить в университет штата Монтана.
Через три года Хиллеман получил диплом микробиолога и поступил в аспирантуру в Чикагский университет. Опыт работы с курами как раз здесь пригодился: вирусы лучше всего размножаются в оплодотворенных куриных яйцах, это стандартная рабочая среда для микробиологических экспериментов. Кандидатскую степень он получил за открытие возбудителя хламидиоза. В то время считали, что это вирус, но Хиллеман доказал, что болезнь вызывается бактериями. С точки зрения медицины это очень важное открытие.
Он стал работать в Армейском медицинском центре, где в 1948 г. создал свою первую вакцину — против японского энцефалита. Эта работа была очень актуальна для американских войск, размещенных в Японии. Затем он долго занимался исследованием мутаций вируса гриппа. Когда в 1957 г. разразилась первая эпидемия гонконгского гриппа, Хиллеман первым обнаружил его опасность. Проработав 8 дней по 14 часов в сутки, группа Хиллемана создала вакцину, которая спасла очень много жизней американцев. За эту работу Хиллеман получил Почетную медаль Министерства обороны.
Но главный этап его научной деятельности начался, когда он перешел на работу в компанию Merck. Там ему создали все условия для работы. В списке ВОЗ из 14 вакцин, которые рекомендуется прививать детям в обязательном порядке, 8 разработаны Хиллеманом. По оценкам эпидемиологов (смертность от болезни, помноженная на эффективность вакцины), разработки Хиллемана спасают около 8 миллионов детей в год.
В 1984 г. Хиллеману исполнилось 65 лет, и ему пришлось уйти с должности вице-президента исследовательских лабораторий Merck — таково правило компании. Но он возглавил созданный, видимо, специально для него Институт вакцинологии и продолжал работать и преподавать до самой смерти в 2005 г.
Эдвард Дженнер
Страх перед натуральной оспой, наверное, сидел в людях еще с далеких времен. Эпидемия этой заразы опустошала целые города, оставляя за собой голод и нищету. Британский врач Эдвард Дженнер еще в родном Беркли, изучая анатомию и работая с пациентами, загорелся идеей раз и навсегда победить натуральную оспу. Тем более что в начале XVIII века уже были попытки создать своего рода вакцину против этого страшного заболевания. Речь идет о Китае и Африке. Правда, подобные эксперименты производились варварскими способами, и последствия были ужасными. К примеру, оспенные корочки растирали в порошок и вдували в нос смельчакам. Разумеется, выживали единицы, остальные становились переносчиками опасного заболевания и погибали.
Исследуя особенности коровьей оспы, Эдвард Дженнер пришел к выводу, что на ее основе можно создать искусственным методом вакцину. Именно такая прививка, по его мнению, станет защитой для человечества от эпидемии натуральной оспы. Лондонское королевское общество встретило открытие в штыки. Дальновиднее всех оказались герцог Йоркский и герцог Кларенс — будущий король Вильгельм IV. Они признали технику вакцинации от натуральной оспы чрезвычайно полезной и обязали провести ее в армии и на флоте.
Павел Здродовский
Судьба этого великого ученого была полна тяжелейших испытаний, но он не сломался, а мужественно боролся за свои идеи, за человеческое достоинство. Павел Феликсович Здродовский считался одним из лучших советских эпидемиологов. Благодаря его стараниям, опыту и глубоким научным знаниям, а также разработанной методике удалось победить малярию в Баку. Переезд в Ленинград, где ему предоставили работу в Институте экспериментальной медицины, сулил большие возможности для продолжения перспективных исследований. Тем более что он заведовал сектором эпидемиологии и отделом вакцино-сывороточного производства. Однако все мечты талантливого ученого рухнули в одночасье. В октябре 1938 года Здродовского арестовали и отправили в Бутырскую тюрьму. Скорее всего, здесь сработала существующая тогда практика: из-за зависти к успехам по ложному доносу человека можно было легко обвинить во всех смертных грехах.
Павел Феликсович, к изумлению судей, держался мужественно и стойко. Несколько лет он провел в лагерях, ни на минуту не расставаясь с мыслями о своей работе. Наверное, кто-то там, наверху, неожиданно прозрел, потому что с началом войны отмечались вспышки сыпного тифа, который был пострашнее вражеских пуль. Здродовский был срочно доставлен в Москву, чтобы заняться борьбой с этим заболеванием и найти для этого самые эффективные способы. В дальнейшем судьба советского ученого, словно вознаграждая его за перенесенные страдания, сложилась счастливо. Высокие награды, признание мирового сообщества ученых — все это было впереди.
Анатолий Смородинцев
Клещевой энцефалит, паротит, полиомиелит, корь были менее опасными, чем черная оспа или холера, но эти заболевания также приносили людям несчастья. Сын земского врача Анатолий Александрович Смородинцев со школьной скамьи мечтал с помощью науки одолеть эти болезни. После окончания Томского университета он был призван в ряды Красной армии. И здесь ему как дипломированному врачу, проходящему службу на Туркестанском фронте, пришлось столкнуться с ужасающей картиной, которая наблюдалась в азиатских республиках. То тут, то там вспыхивали эпидемии, особенно свирепствовала корь. Именно это заболевание резко повысило смертность среди населения. Борьба с ним и другими опасными заболеваниями, о которых мы говорили выше, стала для Смородинцева делом всей жизни.
В ленинградском Институте экспериментальной медицины для талантливого и целеустремленного ученого открылись невиданные ранее возможности, он вплотную занялся медицинскими исследованиями и разработкой в первую очередь вакцины от кори. В 60-х годах прошлого столетия усилия Смородинцева и его коллег увенчались успехом. В итоге была отработана технология коревой вакцины. И с этого момента она распространилась по территории всей страны, в сотни раз снизив заболеваемость корью.
Карлос Финлей и Джесси Лэзир
Можно только поражаться мужеству врачей, которые нередко жертвовали своими жизнями ради спасения человечества от эпидемий жутких болезней, которые несли смерть. Желтая лихорадка, свирепствующая в странах Америки и Африки в начале XX века, была настолько гибельной для тысяч людей, что ее считали неизлечимой. Ведь долгое время врачи-вирусологи не могли найти причину этой болезни, тратя на исследования немало сил и терпения. Когда же в Парижской академии наук кубинский медик Карлос Финлей выступил с гипотезой, что переносчиками желтой лихорадки являются комары, многие ученые встретили это известие с недоверием. Некоторые даже пытались обвинить Финлея в шарлатанстве. Однако приведенный им довод расставил все на свои места. Оказывается, врач Джесси Лэзир пошел на беспримерный в истории медицины подвиг. Он позволил укусить себя комару, который уже нанес укус зараженному желтой лихорадкой больному. 34-летний Джесси погиб, но этот трагический эксперимент начисто опроверг бытующее тогда мнение, что страшную болезнь порождает болотистая и сырая почва, которая якобы кишит вирусами лихорадки.
Луи Пастер
Великий Луи Пастер, один из основоположников микробиологии, создал технологию пастеризации, и его имя вписано золотыми буквами в мировую историю. Гениальный французский химик и врач совершил открытия, которые принесли людям неоценимую пользу. Созданные на основе его научных трудов вакцины против сибирской язвы, куриной холеры и бешенства спасли тысячи человеческих жизней.
Луи Пастер всегда сторонился славы, он предпочитал ей постоянную, напряженную, во многом фанатичную работу по поиску научной истины. При этом он неустанно повторял, что его успехи с полным правом разделяют единомышленники, порой ради опасного эксперимента ставившие на кон свои жизни. Когда Луи Пастер создал вакцину от бешенства, то столкнулся с проблемой, которая была почти неразрешима. К огорчению ученого, не нашлось смельчаков, чтобы провести опыт на собственном организме. Все боялись последствий. Спас ситуацию врач Эммерих Ульман, предложив испытать вакцину на себе. К счастью, после прививки он остался жив, своим научным подвигом проторив широкую дорогу великому открытию.
Камиль Герен
Возможно, личная трагедия толкнула Камиля Герена, французского ученого, бактериолога, иммунолога, на то, чтобы найти вакцину против туберкулеза. Ведь именно эта болезнь была причиной смерти его родителей. Надо сказать, что туберкулез считался самым распространенным заболеванием, которое чаще проявлялось в бедных семьях. Его социальный характер уже давно доказан. К примеру, в некоторых странах Африки, Америки, где процветает нищета, от туберкулеза умирают десятки тысяч людей.
В начале прошлого века эту особенность отметил и Камиль Герен. В Лилле вместе с известным французским ученым Альбертом Кальметом он начал проводить опыты, связанные с разработкой вакцины против туберкулеза. Десятки лет непрерывных исследований, опытов привели к успеху. В 1921 году была создана вакцина, которая поставила барьер на пути распространения туберкулеза. Теперь мы ее привычно называем БЦЖ.