Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Всесвітній день боротьби із запальними захворюваннями кишечника
день перший
день другий

Коморбідний ендокринологічний пацієнт

Всесвітній день боротьби із запальними захворюваннями кишечника
день перший
день другий

Коморбідний ендокринологічний пацієнт

Международный эндокринологический журнал 4 (28) 2010

Вернуться к номеру

Особенности течения беременности у женщин с диффузным токсическим зобом

Авторы: Убайдуллаева Н.Б., Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр эндокринологии, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Рубрики: Эндокринология

Версия для печати


Резюме

Обследованы 59 беременных с диффузным токсическим зобом в различные сроки беременности (основная группа), средний возраст — 25,2 ± 0,9 года. Контрольную группу составили 12 женщин с физиологическим течением беременности, средний возраст — 24,5 ± 0,8 года.
Все беременные получали мерказолил или тирозол в индивидуально подобранной дозе. Лечение тиреостатиками проводилось под контролем свободных тиреоидных гормонов Т3 и Т4 (свТ3 и свТ4) и тиреотропного гормона (ТТГ). После снижения уровня свТ3 и свТ4 до верхней границы нормы дозу тиреостатиков уменьшали постепенно.
Обнаружено, что у 10,2 % беременных тиреотоксикоз был снят тиреостатиками, у 6,7 % диагностировался частично снятый тиреотоксикоз, у 3,4 % — медикаментозный эутиреоз. 6,7 % беременных женщин обратились с рецидивом тиреотоксикоза. У 82,3 % больных обнаружен тиреотоксикоз, из них у 4,4 % — легкой степени тяжести, у 28,8 % — средней.
Увеличение щитовидной железы диагностировано: у 36,8 % беременных — до I степени, у 63,7 % — до II степени. Беременные основной группы жаловались на увеличение щитовидной железы (100 %), общую слабость (90 %), потливость (89 %), сердцебиение (98 %), раздражительность (74 %), головокружение (85 %), плохой сон (35 %).
Настоящая беременность у женщин с диффузным токсическим зобом осложнилась ранним токсикозом — у 84,5 % женщин, угрозой прерывания беременности — у 68,1 %, гестозом — у 62,3 %, преэклампсией — у 3,3 %. Развитие анемии во время беременности составило 64 %: I степени — у 68 %, II степени — у 16 %, III степени — у 16 %.
Объем щитовидной железы у женщин с физиологическим течением беременности — 14,10 ± 1,08 мл, а у женщин с диффузным токсическим зобом достоверно увеличен до 21,6 ± 1,2 мл (при норме до 18 мл по критериям ВОЗ (2001)).
Концентрация свТ3 и свТ4 у беременных основной группы была достоверно повышена (15,6 ± 0,02 пмоль/л и 35,4 ± 5,7 пмоль/л соответственно), а уровень ТТГ был достоверно снижен — 0,63 ± 0,03 мМЕ/л по сравнению с контрольной группой.
Аномалии родовых сил наблюдались у 54,8 % беременных с диффузным токсическим зобом, стремительные роды — у 12 %, у 8,9 % проведено кесарево сечение по акушерским показаниям, у 10 % — ручное обследование полости матки. 13 % новорожденных родились незрелыми. Состояние 8,7 % новорожденных оценивалось как удовлетворительное по шкале Апгар (8–9 баллов), 39,1 % имели оценку 7–8 баллов, состояние средней тяжести отмечалось у 43,5 % (6–7 баллов), у 8,7 % — тяжелое с оценкой 2–5 баллов. Транзиторный гипертиреоз отмечался у 43,5 % новорожденных (ТТГ — 0,80 ± 0,02 мМЕ/л; Т3 — 2,90 ± 0,04 нмоль/л; Т4 — 172,0 ± 6,9 нмоль/л), транзиторный неонатальный гипотиреоз — у 8,7 %.

Введение

Болезнь Грейвса (диффузный токсический зоб) — одно из наиболее распространенных аутоиммунных заболеваний, частота новых случаев которого составляет порядка 13,9 на 100 тыс. населения [1, 5]. Это заболевание поражает преимущественно женщин молодого репродуктивного возраста, и вопрос планирования беременности при диффузном токсическом зобе (ДТЗ) является весьма актуальным. Беременность может наступить и при декомпенсированном тиреотоксикозе, распространенность ДТЗ среди беременных — 1–2 случая на 1000 [2], в связи с чем в клинической практике нередко приходится решать проблему лечения тиреотоксикоза во время беременности. Беременности, осложненные тиреотоксикозом, сопровождаются повышенной частотой спонтанных выкидышей, преждевременных родов, рождения детей с низкой массой тела и неонатальной смертности [3, 4]. Кроме того, гипертиреоз может вызывать сердечную недостаточность, а во время родов у женщин с тиреотоксикозом может развиться тиреотоксический криз. Все эти осложнения встречаются намного реже, если тиреотоксикоз распознается и лечится до зачатия, нежели тогда, когда терапия проводится на фоне уже наступившей беременности. Тем не менее компенсация тиреотоксикоза у будущей матери на любых этапах беременности является критически важным условием для улучшения ее исхода. По современным представлениям, в подавляющем большинстве случаев лечение должно осуществляться тиреостатическими препаратами [2, 4].

Вопрос о подходах к лечению гипертиреоза у женщин детородного возраста, планирующих повторную беременность, по­прежнему вызывает полемику. Если антитиреоидные препараты уже применялись когда­то по поводу гипертиреоза и на фоне малых доз сохранялся эутиреоз, то беременность можно разрешить. Однако такой режим требует понимания и сотрудничества со стороны больной.

Целью настоящей работы явилось изучение особенностей течения беременности у беременных с диффузным токсическим зобом.

Материалы и методы исследования

Обследованы 59 беременных с ДТЗ в различные сроки беременности (основная группа). Средний возраст — 25,2 ± 0,9 года. Контрольную группу составили 12 женщин с физиологическим течением беременности, средний возраст — 24,5 ± 0,8 года.

Все беременные получали мерказолил или тирозол в индивидуально подобранной дозе. Кроме тиреостатиков назначалось дезинтоксикационное, антианемичное и, при необходимости, симптоматическое лечение. Средняя доза тиреостатиков составила 20–30 мг в сутки. Лечение тиреостатиками проводилось под контролем содержания свободных тиреоидных гормонов Т3 и Т4 (свТ3 и свТ4) и тиреотропного гормона (ТТГ). После снижения уровня свТ3 и свТ4 до верхней границы нормы дозу тиреостатиков уменьшали постепенно. С увеличением гестационного срока происходит закономерное уменьшение тяжести тиреотоксикоза, соответственно, снижается потребность в тиреостатиках, в связи с этим к III триместру под контролем свТ4 тиреостатики отменяли.

Результаты пальпаторного исследования щитовидной железы (ЩЖ) подтверждались лабораторно­инструментальными методами. Степень увеличения ЩЖ определялась по классификации ВОЗ (2001).

Акушерско­гинекологический статус беременных оценивался совместно с гинекологами. При проведении комплексного обследования больных учитывались анамнестические данные: возраст, сопутствующие экстрагенитальные и гинекологические заболевания. При оценке клинического течения беременности учитывались частота и тяжесть осложнений: токсикоза беременных, угрозы прерывания беременности, нефропатии, преэклампсии, анемии и др.

В течение всей беременности больные находились под наблюдением эндокринолога и акушера­гинеколога амбулаторно, в случаях ухудшения их обязательно госпитализировали.

Уровень свТ3, свТ4, ТТГ определялся радиоиммунологическим методом с использованием коммерческих наборов фирмы Immunotech (Чехия) на базе Республиканского специализированного научно­практического центра эндокринологии Республики Узбекистан. Границы нормы свТ3 составили 3,5–5,8 пмоль/л; свТ4 — 11,5–23,0 пмоль/л; ТТГ — 0,17–4,05 мМЕ/л.

Ультразвуковое исследование ЩЖ и определение ее объема проведены с помощью ультразвукового сканера Fukuda «У­2000» (Япония), снабженного линейным датчиком 5,0 МГц. Объем (V) ЩЖ рассчитывали по формуле:

V = {(W ´ D ´ L) справа + (W ´ D ´ L) слева} ´ 0,479,

где W, D, L — соответственно ширина, толщина, и длина долей ЩЖ, 0,479 — коэффициент коррекции [3].

Статистическую обработку результатов проводили с помощью компьютерной программы Microsoft Excel с использованием критерия Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение

Обнаружено, что при обследовании беременные находились на различной стадии тиреотоксикоза: у 10,2 % тиреотоксикоз был снят тиреостатиками, у 6,7 % диагностировался частично снятый тиреотоксикоз, у 3,4 % — медикаментозный эутиреоз. 6,7 % беременных женщин обратились с рецидивом тиреотоксикоза. У 82,3 % больных обнаружен тиреотоксикоз, из них у 4,4 % — легкой степени тяжести, у 28,8 % — средней. У 4,3 % (2) беременных обнаружен тиреотоксикоз тяжелой степени, у обеих была нежеланная беременность, в связи с этим произведен медицинский аборт.

54,6 % женщин страдали ДТЗ до наступления настоящей беременности, из них 25,3 % забеременели в эутиреоидном состоянии на фоне лечения. 20,3 % женщин забеременели в декомпенсированном состоянии на фоне приема тиреостатиков, 75 % из них самостоятельно прекратили лечение в связи с наступлением беременности.

Увеличение ЩЖ диагностировано: у 36,8 % беременных — до I степени, у 63,7 % — до II сте­ пени.

Впервые обратились к эндокринологу по направлению гинеколога 42,3 % пациенток, по состоянию здоровья осознанно — 47,5 %, при сроках гестации до 12 недель — только 33,8 %, при сроке 13–26 недель — 40,7 %, более 27 недель — 25,4 %. Лишь 45,5 % беременных с тиреоидной патологией знали, что у них увеличена ЩЖ, и 25,4 % получали лечение (тиреостатики) по поводу ДТЗ в данной беременности.

Анализ исследований показал, что у 22 % женщин с ДТЗ отмечена первая беременность, а у 77,9 % — повторная. В группе повторно беременных предыдущие беременности закончились рождением здорового ребенка у 44,4 % женщин, выкидышами в ранние сроки — у 48,1 %, интранатальной гибелью плода — у 11,1 %, медицинским абортом — у 37 %. Экстрагенитальными заболеваниями страдали 52,2 % пациенток. У 37,3 % беременных диагностирована эндокринная офтальмопатия I–II степени.

Беременные основной группы жаловались на увеличение ЩЖ (100 %), общую слабость (90 %), потливость (89 %), сердцебиение (98 %), раздражительность (74 %), головокружение (85 %), плохой сон (35 %).

Настоящая беременность у женщин с ДТЗ осложнилась ранним токсикозом у 84,5 % женщин, угрозой прерывания беременности — у 68,1 %, гестозом — у 62,3 %, преэклампсией — у 3,3 %. Анемия во время беременности развилась у 64 % пациенток, из них анемия I степени — у 68 %, II степени — у 16 %, III степени — у 16 %.

Объем ЩЖ у женщин с физиологическим течением беременности составил 14,10 ± 1,08 мл, а у женщин с ДТЗ достоверно увеличен до 21,6 ± 1,2 мл (при норме до 18 мл по критериям ВОЗ (2001)).

Концентрация свободных тиреоидных гормонов у беременных основной группы была достоверно повышена, а уровень ТТГ — достоверно снижен по сравнению с контрольной группой (табл. 1).

Аномалии родовых сил наблюдались у 54,8 % беременных с ДТЗ, стремительные роды — у 12 %, у 8,9 % женщин проведено кесарево сечение по акушерским показаниям, у 10 % — ручное обследование полости матки. 13 % новорожденных родились незрелыми. Состояние 8,7 % новорожденных оценивалось как удовлетворительное по шкале Апгар (8–9 баллов), 39,1 % имели оценку 7–8 баллов, состояние средней тяжести отмечалось у 43,5 % (6–7 баллов), у 8,7 % — тяжелое с оценкой 2–5 баллов. Транзиторный гипертиреоз отмечался у 43,5 % новорожденных (ТТГ — 0,80 ± 0,02 мМЕ/л; Т3 — 2,90 ± 0,04 нмоль/л; Т4 — 172,0 ± 6,9 нмоль/л), транзиторный неонатальный гипотиреоз — у 8,7 %.

Выводы

1. Диффузный токсический зоб во время беременности оказывает выраженное отрицательное влияние на течение и исход гестации: у 84,5 % таких женщин беременность осложнилась ранним токсикозом, угрозой прерывания беременности — у 68,1 %, гестозом — у 62,3 %, преэклампсией — у 3,3 %.

2. Диффузный токсический зоб матери приводит к нарушению ранней постнатальной адаптации новорожденных и к развитию транзиторного тиреотоксикоза в 43,5 % случаев, транзиторного гипотиреоза — в 8,7 %.


Список литературы

1. Фадеев В.В., Белянчикова М.А., Лесникова С.В. и др. Болезнь Грейвса во время беременности: диагностика, лечение, физическое и нервно-психическое развитие детей // Клиническая тиреоидология. — 2004. — Т. 2, № 1.
2. Исмаилов С.И., Убайдуллаева Н.Б. Лечение тиреоидной дисфункции при беременности и в послеродовом периоде: Руководство по клинической практике эндокринологического общества: Пер. с англ. — 2008. — 12 с.
3. Shah M.S., Davies T.F., Stagnaro-Green A. The thyroid during pregnancy: a physiological and pathological stress test // Minerva Endocrinol. — 2003. — Vol. 28(3). —
P. 233-245.
4. Lazarus J.H. Thyroid dysfunction: reproduction and postpartum thyroiditis // Semin. Reprod. Med. — 2002. — Vol. 20(4). — P. 381-388. 
5. Marcos Abalovich, Nobuyuki Amino, Linda A. Barbour et al. Management of Thyroid Dysfunction during Pregnancy and Postpartum: An Endocrine Society Clinical // The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism. — 2007. — Vol. 92(8). — S1-S47. 


Вернуться к номеру