Журнал «Боль. Суставы. Позвоночник» 4 (08) 2012
Вернуться к номеру
Особенности минерализации костной ткани у больных с ревматоидным артритом по данным рентгеновской денситометрии
Авторы: Кузина Т.В., ГБОУ ВПО «Читинская государственная медицинская академия», г. Чита
Рубрики: Ревматология, Травматология и ортопедия
Разделы: Медицинские форумы
Версия для печати
Введение. Остеопороз — одно из наиболее распространенных метаболических заболеваний скелета человека, приводящее к увеличению хрупкости костей и высокому риску их переломов [1]. Особый интерес в последние годы вызывает вторичный остеопороз, который может развиться в любом возрасте как у мужчин, так и у женщин и является осложнением многих патологических состояний. Одно из них — ревматоидный артрит [3]. Известно, что при данном заболевании остеопороз развивается вследствие ограничения двигательной активности в суставах, за счет угнетения процессов костного ремоделирования под воздействием цитокинов, при длительном приеме глюкокортикостероидов, цитостатиков и иммунодепрессантов. Потери костной массы при ревматоидном артрите могут носить как локальный, так и системный характер. Однако данные о состоянии минеральной плотности костной ткани (МПКТ) и областях исследования остаются противоречивыми.
Цель исследования: оценить минеральную плотность костной ткани в различных отделах осевого и периферического скелета у больных с ревматоидным артритом.
Материалы и методы. Обследован 71 пациент (62 женщины (87,3 %) и 9 мужчин (12,7 %)). Средний возраст обследованных составил: у женщин — 54,3 ± 1,5, у мужчин — 50,9 ± 1,0 года. Согласно рекомендациям Международного общества денситометрии [4] и Российской ассоциации по остеопорозу [2], оценку МПКТ осуществляли по Ткритерию, поскольку средний возраст обследованных превышал 50 лет.
Исследования проводили методом двухэнергетической рентгеновской абсорбциометрии на аппарате Delphi Hologic. Минеральную плотность костной ткани определяли в трех областях: поясничном отделе позвоночника (L1L4), проксимальном отделе бедренной кости и дистальном отделе костей предплечья.
Результаты. Полученные нами данные свидетельствуют, что у 46 больных (64,8 %) с ревматоидным артритом было зарегистрировано снижение минеральной плотности костной ткани.
Наиболее часто выявленные изменения определялись в дистальном отделе костей предплечья — 69,6 % (остеопения — 56,3 %, остеопороз — 43,7 %), в то время как в поясничном отделе позвоночника и проксимальном отделе бедренной кости частота снижения МПКТ была примерно одинаковой — 39,1 и 30,4 % (остеопения — 66,7 %, остеопороз — 33,3 % и остеопения — 71,4 %, остеопороз — 28,6 %). Это подтверждают средние значения Ткритерия в указанных отделах скелета. Наибольшая величина была зарегистрирована в дистальном отделе костей предплечья (Т — 2,1 ± 0,23) в сравнении с поясничным отделом позвоночника и проксимальным отделом бедренной кости (Т — 1,7 ± 0,26 и Т — 1,06 ± 0,25 стандартных отклонения соответственно).
Выводы. По данным рентгеновской денситометрии снижение минеральной плотности костной ткани зарегистрировано более чем у половины больных с ревматоидным артритом. Наиболее выраженные изменения отмечались в дистальном отделе костей предплечья, что позволяет использовать его в качестве основной зоны обследования при рентгеновской денситометрии с целью ранней диагностики нарушений минерализации у больных с ревматоидным артритом.
1. Дыдыкина И.С., Алексеева Л.И. Остеопороз при ревматоидном артрите: диагностика, факторы риска, переломы, лечение // Науч.практич. ревматол. — 2011. — 2. — 137.
2. Клинические рекомендации. Остеопороз. Диагностика, профилактика и лечение / Под ред. О.М. Лесняк, Л.И. Беневоленской. — М.: ГЭОТАРМедиа, 2010. — 272 с.
3. Раскина Т.А., Летаева М.В. Минеральная плотность костной ткани у мужчин при различных клинических вариантах ревматоидного артрита // Науч.практич. ревматол. — 2011. — 2. — 214.
4. Чернова Т.О. Рекомендации Международного общества клинической денситометрии (последняя версия 2007 г.) и рекомендуемое применение в клинической и диагностической практике // Мед. визуализация. — 2008. — № 6. — С. 8393.