Журнал «Боль. Суставы. Позвоночник» 4 (08) 2012
Вернуться к номеру
Взаимосвязь минеральной плотности костей, липидного обмена и эндотелиальной функции у женщин с ИБС и постменопаузальным остеопорозом
Авторы: Карпова И.С., Манак Н.А., Кошлатая О.В., Соловей С.П., Мацкевич С.А., Республиканский научно-практический центр «Кардиология», г. Минск, Беларусь
Рубрики: Ревматология, Травматология и ортопедия
Разделы: Медицинские форумы
Версия для печати
Введение. Известно, что у женщин в постменопаузе отмечается повышенная предрасположенность к ишемической болезни сердца (ИБС), а также нарастание частоты остеопороза (ОП), что, однако, невозможно объяснить только неспецифическими возрастными факторами. Вероятно, эти заболевания имеют общую патогенетическую основу. Возможными связующими факторами могут являться сывороточные липопротеиды, которые в дополнение к установленной роли при атеросклерозе в экспериментальных исследованиях оказывают влияние на костные клетки — остеобласты и остеокласты [1]. Кроме того, окисленные липопротеиды низкой плотности (ЛПНП) индуцируют экспрессию клетками сосудистого эндотелия моноцитарного хемотаксического фактора и макрофагального колониестимулирующего фактора, которые, в свою очередь, являются индукторами дифференцировки остеокластов. Таким образом, окисленные ЛПНП потенциально могут стимулировать опосредованную остеокластами резорбцию костной ткани и развитие ОП. По данным T. Yamaguchi et al. [2], у женщин в постменопаузе уровень холестерина липопротеидов высокой (ЛПВП) и низкой плотности, соответственно, прямо и обратно коррелировал с показателями минеральной плотности скелета как поясничных позвонков, так и дистальной части лучевой кости. У женщин с естественной менопаузой общий холестерин (ХЛ) коррелировал с минеральной плотностью шейки бедра (r = –0,23), а уровень триглицеридов (ТГ) — с проксимальным отделом бедра (r = –0,23) [3]. Однако взаимоотношения минеральной плотности кости (МПК) и показателей липидного спектра, функции эндотелия при ИБС в сочетании с постменопаузальным ОП изучены недостаточно.
Целью исследования явилось определение взаимосвязей МПК, липидного обмена и эндотелиальной функции у больных ИБС с сопутствующим ОП.
Материал и методы. Обследованы 100 пациенток среднего возраста 65,7 ± 0,5 года с верифицированным диагнозом постменопаузального ОП и хронической ИБС. МПК осевого скелета определяли на денситометре PRODIGYLUNAR фирмы General Electric Medical Systems (США). Также определялись биохимические маркеры костного метаболизма: остеокальцин (маркер костеобразования) — иммуноферментным методом и уровень Сконцевых телопептидов (bкросслапс) с использованием тестсистемы SerumCrossLapsтмOneStepELISA (маркер костной резорбции). Определение концентрации общего ХЛ, ТГ, ХЛ ЛПНП и ХЛ ЛПВП в сыворотке крови проводили колориметрическим фотометрическим тестом с помощью стандартных реактивов фирмы Beckman Coulter на аппарате OLYMPUS. Определение активированного частичного тромбопластинового времени (АЧТВ), протромбинового, тромбинового времени осуществлялось методом Quick, количества фибриногена — методом Clauss с помощью стандартных наборов на аппарате ACL10000. Исследование эндотелийзависимой функции проводилось ультразвуковым методом (7,5 МГц). Изучали диаметр и скорость потока крови в плечевой артерии в покое и при реактивной гиперемии (эндотелийзависимая релаксация) по методу D. Celemajer [4]. Постишемическую реактивную гиперемию вызывали 3минутным сжатием плеча манжеткой тонометра при давлении, на 50 мм рт.ст. превышающем систолическое АД.
Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью пакета программ Statistica 6.0. Данные представлены как число и пропорция больных (n, %) и в виде средних арифметических стандартных отклонений, выраженных как М ± SD. Для определения направленности и силы связи между изучаемыми признаками проводился корреляционный анализ с вычислением коэффициентов Пирсона (r), а также регрессионный анализ. Критическим уровнем значимости при проверке статистических гипотез был принят р < 0,05.
Результаты и обсуждение. У абсолютного числа обследованных (96 %) больных наблюдалась дислипидемия. Содержание ХЛ ЛПНП превышало 2,5 ммоль/л у 95 % больных и составляло 3,91 ± 0,11 ммоль/л. Хотя уровень ХЛ ЛПВП в целом по группе был в норме, коэффициент атерогенности умеренно повышен (3,35 ± 0,08). Усиленное формирование модифицированных ЛПНП и стимуляция аутоиммунных реакций рассматриваются как важные факторы локального воспаления и дестабилизации атеросклеротических бляшек, что, по современным представлениям, играет ведущую роль в прогрессировании клинических проявлений атеросклероза. Аккумуляция окисленных липидов, хроническое воспаление предопределяют также развитие ОП в условиях менопаузы. Была выявлена достоверная взаимосвязь между МПК и Ткритерием шеек обоих бедер, с одной стороны, и ХЛ ЛПНП — с другой (r = –0,38, r = –0,37).
Также обнаружена связь ТГ с концентрацией маркеров костного метаболизма остеокальцина (r = –0,31) и уровнем Сконцевых телопептидов (r = –0,33).
У абсолютного числа пациенток наблюдалась гиперкоагуляция, что проявлялось, наряду с повышенным уровнем фибриногена (3,81 ± 0,18 г/л), ускоренным АЧТВ (27,1 ± 0,7 с). Прослеживалась взаимосвязь МПК с плазменными факторами свертывающей системы крови. Так, парные коэффициенты Пирсона между МПК шеек бедер и концентрацией фибриногена составили r = –0,48, с АЧТВ — r = 0,38, а между содержанием в крови остеокальцина и протромбиновым временем, с одной стороны, — r = –0,85, а с другой АЧТВ — r = –0,36.
Эндотелиальная дисфункция играет ключевую роль в патогенезе обоих заболеваний. Изменения в эндотелии, вызванные дефицитом эстрогенов, заключаются в повышении синтеза эндотелина1 и тромбоксана А2, а также в снижении содержания оксида азота и простациклина. Вазомоторная дисфункция наблюдалась у абсолютного числа наблюдаемых пациенток. Значения потокзависимой дилатации находились в пределах диапазона от 0 до 9 % у 43 % лиц, у 19 пациенток эндотелийзависимая дилатация плечевой артерии имела нулевое значение, и у 14 % в ответ на реактивную гиперемию происходила патологическая вазоконстрикция. Корреляционный анализ выявил достоверную связь между МПК шеек бедер и процентом прироста диаметра плечевой артерии в ответ на напряжение сдвига (r = 0,81, r = 0,88). Также была выявлена значимая связь между концентрацией в крови остеокальцина и приростом скорости кровотока в ответ на реактивную гиперемию (r = 0,50), уровнем Сконцевых телопептидов и скоростными характеристиками кровотока при напряжении сдвига (r = 0,39).
Ряд авторов рассматривают снижение МПК как специфический фактор риска атеросклероза коронарных артерий и ИБС [5]. Атеросклероз и ОП не только связаны общим возрастом возникновения, но и имеют биологическую связь, что крайне важно для понимания механизмов развития и в будущем — методов лечения этих нарушений.
1. Скрипникова И.А. Взаимосвязь сердечнососудистых заболеваний, обусловленных атеросклерозом, и генерализованного остеопороза у женщин в постменопаузальном периоде: Автореф. дис… дра мед. наук. — Москва, 2008. — 42 с.
2. Yamaguchi T., Sugimoto T., Yano S. et al. Plasma lipids and osteoporosis in postmenopausal women // Endocr. J. — 2002. — Vol. 49(2). — P. 211217.
3. Скрипникова И.А. Взаимосвязь сердечнососудистых заболеваний, обусловленных атеросклерозом, и генерализованного остеопороза у женщин в постменопаузальном периоде // Международный эндокринологический журнал. — 2010. — 4(28). — С. 2428.
4. Celermajer D.E., Sorensen R.E., Gooch V.W. et al. Nonenvasive detection of endothelial dysfunction in children and adults at risk of atherosclerosis // Lancet. — 1992. — Vol. 340. — P. 111115.
5. Marcovitz P.A., Tran H.H., Franklin B.A., O’Neill W.W., Yerkey M., Boura J., Kleerekoper M., Dickinson C.Z. Usefulness of bone mineral density to predict signifcant coronary artery disease // Am. J. Cardiol. — 2005, 15 Oct. — 96(8). — Р. 105963.