Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Всесвітній день боротьби із запальними захворюваннями кишечника
день перший
день другий

Коморбідний ендокринологічний пацієнт

Всесвітній день боротьби із запальними захворюваннями кишечника
день перший
день другий

Коморбідний ендокринологічний пацієнт

Международный эндокринологический журнал 5(17) 2008

Вернуться к номеру

Инсулин гларгин (Лантус) в лечении больных сахарным диабетом 2-го типа

Авторы: Л.И. Витохина, к.м.н., Запорожская медицинская академия последипломного образования, Н.В. Еременко, В.В. Черникова, С.А. Москаленко, Запорожский областной эндокринологический диспансер

Рубрики: Эндокринология

Разделы: Клинические исследования

Версия для печати


Резюме

В статье обсуждаются вопросы современного лечения сахарного диабета 2-го типа и приводятся собственные данные применения инсулина гларгин как в монотерапии, так и в комбинированной терапии. Полученные данные свидетельствуют о его достаточной эффективности и хорошей переносимости пациентами, что позволяет рекомендовать препарат для более широкого применения.


Ключевые слова

Лантус (инсулин гларгин), сахарный диабет 2-го типа, лечение.

Заболеваемость сахарным диабетом (СД) повсеместно возрастает. При этом около 90 % всех больных составляют пациенты с СД 2-го типа, у которых, как установлено, нарушение нормальной секреции инсулина β-клетками поджелудочной железы начинается задолго до постановки диагноза и в дальнейшем снижается примерно на 5 % в год. Поэтому своевременное добавление инсулина к лечению таких пациентов является логичным терапевтическим подходом.

В настоящее время четко определены критерии компенсации углеводного обмена, достижение которой существенно снижает риск развития у больных макро- и микрососудистых осложнений. Важно учитывать, что для предупреждения развития макроангиопатий требуется гораздо более жесткий контроль параметров углеводного обмена, чем в случае микрососудистого риска. Из этого следует, что пациенты с СД 2-го типа для профилактики наиболее частых причин преждевременной смерти — инфарктов и инсультов — нуждаются в поддержании стойкой компенсации углеводного обмена.

Необходимость в постоянном усилении сахароснижающей терапии с целью сохранения нормогликемии связана с прогрессирующим естественным течением заболевания [1, 3].

К сожалению, несмотря на многочисленные доказательства, подтверждающие необходимость жестокого контроля показателей углеводного обмена, а также на широкий спектр современных пероральных сахароснижающих препаратов, большинство пациентов с СД 2-го типа находятся в состоянии суб- или декомпенсации [2, 4].

Сегодня наиболее рациональным признано назначение инсулина больным с сохраненной остаточной секрецией инсулина (при нормальном уровне С-пептида).

В качестве базального инсулина в настоящее время все более широко в повседневную клиническую практику входит инсулин гларгин (Лантус, «Санофи-Авентис») — длительно действующий беспиковый аналог человеческого инсулина, обеспечивающий целевой уровень гликемии, гликированного гемоглобина и имеющий незначительный риск ночных гипогликемий.

Целью исследования явилось изучение эффективности и безопасности использования инсулина Лантус у пациентов с СД 2-го типа.

Материалы и методы

Инсулин Лантус применяли у 54 больных сахарным диабетом 2-го типа, находившихся под наблюдением в диабетологическом отделении областного эндокринологического диспансера в течение 24 недель.

Среди обследуемых было 36 женщин (67 %) и 18 мужчин (33 %). Возраст пациентов колебался от 41 до 72 лет (средний возраст 53,4 ± 0,4 года). Средний индекс массы тела составил 28,2 ± 0,3 кг/м2, у 9 больных имелось ожирение (средний индекс массы тела — 32,4 ± 0,3 кг/м2). Продолжительность сахарного диабета колебалась от 4 до 16 лет.

До назначения инсулина Лантус колебания гликемии натощак составляли от 8,6 до 12,0 ммоль/л (средняя гликемия — 9,6 ± 0,2 ммоль/л), постпрандиальной гликемии — от 12,4 до 18,2 ммоль/л (средняя гликемия — 16,2 ± 0,3 ммоль/л). Суточная глюкозурия составила 40–55 г/л. Уровень гликированного гемоглобина был также существенно повышенным — от 8,6 до 13,2 % (средний показатель — 9,8 %).

Главными причинами перевода больных на инсулинотерапию Лантусом были отсутствие эффекта от предшествующей терапии, в том числе и инсулином, а также развитие поздних осложнений сахарного диабета.

При этом 16 больных находились на других видах инсулина (протафан НМ и актрапид, хумодар + фармасулин HNP), треть пациентов получали комбинацию пероральных сахароснижающих препаратов, остальные 20 больных находились на терапии, включающей инсулин и пероральные сахароснижающие препараты (производные сульфонилмочевины второго поколения или метформин).

Инсулин Лантус назначался однократно в 21–22 часа по 20–40 ЕД (средняя доза 28 ЕД). Титрование дозы проводили раз в 3 дня с изменением дозы на 2–4 ЕД в зависимости от уровня гликемии натощак с учетом показателей гликемии перед сном.

9 пациентам с ожирением Лантус комбинировали с метформином (2 г в сутки). Пациентам, имеющим показания к назначению инсулина короткого действия, присоединяли к терапии инсулин эпайдра (средняя доза 16 ЕД, 10 больных) и актрапид НМ (средняя доза 22 ЕД, 6 больных).

Эффективность терапии Лантусом оценивали по уровню гликемии натощак, постпрандиальной гликемии и уровню гликированного гемоглобина, определяемому перед назначением инсулина Лантус, через три, шесть, девять и двенадцать месяцев от начала терапии.

Уровень гликемии определяли во время госпитализации в стационар, через 1, 2, 3 недели и в последующем ежемесячно.

Результаты и их обсуждение

Оценивая результаты лечения инсулином Лантус, мы руководствовались последними рекомендациями Европейской диабетической ассоциации, в соответствии с которыми оптимальным результатом являются: гликемия натощак — до 6,5 ммоль/л, постпрандиальная — до 7,5 ммоль/л, уровень гликированного гемоглобина не должен превышать 6,5 %.

Использование Лантуса привело к достоверному (Р < 0,001) снижению уровня гликемии в утренние часы и постпрандиальной гликемии (Р < 0,01) уже через 2 недели от начала терапии у большинства пациентов.

Уровень гликированного гемоглобина через 12 недель составил 6,6 ± 0,4 % и не превышал указанные значения на протяжении всего наблюдения. Монотерапия инсулином гларгин была эффективной у 34 больных (63 %), у которых не удавалось достичь компенсации СД с помощью производных сульфонилмочевины и комбинации пероральных сахароснижающих препаратов.

Прослеживался дозозависимый эффект препарата. Некоторым больным доза Лантуса постепенно увеличивалась с 20 до 30–40 ЕД, что обусловлено колебанием потребности в инсулине больных СД 2-го типа в широких пределах за счет инсулинорезистентности на уровне печени [2]. У ряда пациентов (9 больных с ожирением) гипогликемический эффект был достигнут при назначении комбинации 40 ЕД Лантуса и 2 г метформина. У пациентов с выраженными поздними осложнениями и со сниженной массой тела положительный эффект был достигнут назначением Лантуса с инсулином короткого действия.

Гипогликемический эффект Лантуса в сочетании с метформином и инсулином короткого действия отмечен у 18 больных (33 %), при этом гликемия натощак составила 6,0 ± 0,3 ммоль/л, постпрандиальная — 7,6 ± 0,2 ммоль/л, гликированный гемоглобин за время наблюдения не превышал 7,0 ± 0,3 %.

В общей сложности хорошей компенсации углеводного обмена удалось достичь у 58 % пациентов, получавших инсулин гларгин. Это свидетельствует об эффективности назначения перед сном в адекватной дозе базального инсулина Лантус, обеспечивающего достижение компенсации углеводного обмена у больных СД 2-го типа, у которых ранее не удавалось достичь нормогликемии на других сахароснижающих препаратах.

Лишь у двух пациентов не удалось достичь полной компенсации сахарного диабета. Это были пациенты с давностью заболевания более 10 лет и тяжелыми поздними осложнениями СД. Однако комбинированная терапия инсулинами Лантус и эпайдра позволила снизить гликемию натощак до 7,2 и 7,4 ммоль/л, постпрандиальную — до 8,8 и 8,6 ммоль/л, а уровень гликированного гемоглобина — с 13,2 до 8,5 % и с 12,8 до 8,2 % соответственно.

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы каждые 6 месяцев не обнаружила динамики в клинической картине и изменений при ЭКГ и эхокардиографическом обследовании. Не отмечалось также существенных сдвигов в липидном обмене. На протяжении всего периода наблюдения оставались без ухудшения показатели функционального состояния печени и почек.

Компенсация сахарного диабета сопровождалась значительным улучшением общего состояния больных и исчезновением основных жалоб — жажды, полиурии, быстрой утомляемости. За время наблюдения ни у одного пациента не наблюдалось увеличения массы тела более 0,5 кг и значимых ночных гипогликемий.

Только у 5 (9 %) больных, находившихся на комбинированной терапии Лантусом и инсулином короткого действия, отмечались легкие гипогликемические состояния, проявляющиеся небольшой слабостью, чувством зябкости в пальцах ног. Они появлялись постепенно и мало беспокоили больных. Прием углеводсодержащих продуктов и небольшая коррекция дозы полностью устраняли гипогликемию.

Все пациенты хорошо переносили инъекции Лантуса.

Выводы

1. Применение инсулина Лантус в группе больных, которые были недостаточно компенсированы при приеме современных пероральных сахароснижающих препаратов, позволяет достичь выраженного гипогликемизирующего эффекта с достоверным снижением как препрандиальной, так и постпрандиальной гликемии, а также уровня гликированного гемоглобина.

2. Применение Лантуса позволило улучшить гликемический контроль даже у тех больных СД 2-го типа, которые получали до включения в исследование длительно действующие инсулины.

3. Высокая эффективность и хорошая переносимость Лантуса позволяют рекомендовать его для более широкого применения у пациентов с СД 2-го типа как в монотерапии, так и в комбинации с пероральными сахароснижающими препаратами и инсулинами короткого действия.


Список литературы

1. Глинкина И., Павлова М., Пронин В. Использование современных препаратов инсулина в комбинированном лечении больных сахарным диабетом 2-го типа. // Врач. — 2006. — № 3. — С. 16-19.

2. Клебанова Е.М., Балаболкин М.И., Креминская В.М. Применение аналогов инсулина в терапии СД // Медицинская помощь. — 2005. — № 2. — С. 28-35.

3. Ткач С.Н. Современная инсулинотерапия при сахарном диабете 1 и 2 типа // Здоров’я України. — 2005. — № 4. — С. 3-6.

4. Sunder Mudaliar Edelman Steven V. Insulin therapy in type 2 diabetes // Endocrinology and Metabolism clinics. — 2001. — № 4, Vol. 30.

5. Dandona P., Alqada A., Mohanty P. The anti-inflammatory and potential anti-aterogenic effect of insulin: a new paradigm // Diabetologia. — 2002. — 45. — 924-930 Abstract.

6. LeRoith D., Fonseca V., Vinik A. Metabolic memory in diabetes — pocus on insulin // Diabetes Metab. Res. Rev. — 2005. — 21. — 85-90 Abstract.   


Вернуться к номеру